|
Вентиляторы
В системе с водяным охлаждением простейшего типа движение
автомобиля вперед само по себе достаточно для создания
воздушного потока через радиатор. Однако вентиляторы с
принудительным приводом обеспечивают больший воздушный
поток, в результате чего радиатор меньшего размера может
рассеивать требуемое количество тепла. Простейшим способом
привода вентилятора является ремень, обычно это тот же
ремень, который приводит генератор и насос охлаждающей
жидкости, вентилятор на самом деле просто установлен на
удлиненной части оси насоса охлаждающей жидкости.
Вентилятор необходим только тогда, когда скорость потока
воздуха через радиатор недостаточна для поддержания
требуемой температуры охлаждающей жидкости. Другими
причинами этого могут быть малая скорость движения
автомобиля, его подъем в гору и т. д. Энергия, требуемая для
привода вентилятора, берется от двигателя, в результате чего
двигатель нагружается, и расход топлива увеличивается.
Хотя благодаря приданию оптимальной формы лопастям
вентилятора и использованию лопастей из штампованной стали
можно добиться определенной экономии энергии, на современных
автомобилях еще большая экономия достигается при
использовании отключаемой системы привода, которая
прекращает работу в том случае, когда работа вентилятора не
нужна. Двумя наиболее распространенными системами являются:
* Электрическая система
* Вязкостная система
Вентилятор с электрическим приводом (рис. 24.13)
Вентилятор приводится отдельным
электрическим двигателем, который включается только тогда,
когда охлаждающая жидкость достигает определенной заданной
температуры, например 90 °С. Подаваемая к двигателю энергия
контролируется или термостатическим выключателем, обычно
биметаллического типа, расположенным в области верхнего
шланга, или при помощи реле, включаемого сигналом от
электронного модуля управления.
Вентилятор с приводом вязкостного типа
Привод этого типа состоит из муфты сцепления дискового типа,
которая располагается в емкости с силиконовой жидкостью.
Вязкое действие жидкости, вызываемое ее сопротивлением
сдвигу, обеспечивает привод, который включается только
тогда, когда обороты двигателя достигают определенного
значения.
Вязкостные приводы вентиляторов бывают двух типов:
* Привод предельного момента
* Привод с датчиком температуры воздуха.
Привод предельного момента. Как видно по названию, этот
привод может передавать вентилятору максимальный Крутящий
момент, который зависит от вязкости жидкости.
На рис. 24.14 изображена типичная конструкция.
Диск сцепления зажат между двумя
половинками корпуса, который заполнен жидкостью и
герметизирован для предотвращения утечек силиконовой
жидкости. В качестве материала диска и корпуса обычно
используется алюминиевый сплав.
Этот легкий сплав выбран потому, что он имеет
теплопроводность и хорошо рассеивает тепло выделяющееся при
срезающем (сдвиговом) действии жидкости: пластины на внешней
стороне корпуса также способствуют рассеиванию тепла от
муфты сцепления в воздух.
Два графика, приведенные на рис. 24.15, показываю! рабочие
характеристики привода этого типа.
Привод вентилятора с датчиком температуры
воздуха
Так же, как и привод с ограничением крутящего момента,
привод этого типа ограничивает скорость вращения вентилятора
в зависимости от температуры воздуха, проходящего через
радиатор, путем контроля количества жидкости, находящейся в
контакте с пластиной привода. Когда датчик температуры
определяет, что температура охлаждающей жидкости равна
приблизительно 75 °С, жидкость удаляется из камеры привода и
вентилятор движется без зацепления. Этот привод позволяет
экономить больше энергии, чем предыдущий привод и, кроме
того, уменьшается шум от вентилятора.
На рис. 24.16 изображен привод вентилятора с датчиком
температуры воздуха. С передней стороны устройства, и
расположенный так, что он полностью открыт воздуху, идущему
от радиатора, расположен биметаллический датчик спиральной
формы.
Датчик управляет рычагом клапана, который
при изменении температуры поворачивается на небольшой угол,
закрывая или открывая впускной канал в пластине насоса.
Вентилятор не должен работать при низкой температуре
радиатора, так что датчик в этом случае удерживает клапан
закрытым, в результате этого поток жидкости от резервуара к
камере привода остается перекрытым. Оставшаяся в камере
жидкость перекачивается назад в резервуар благодаря
совместному действию центробежных сил и вычерпывающему
действию лопаток, так что камера вскоре остается пустой и
привод прекращается.
При высокой температуре радиатора спираль
термостата перемещает рычаг клапана и открывает впускной
канал; в результате жидкость перетекает из резервуара,
циркуляция между резервуаром и камерой привода
восстанавливается и привод вентилятора снова включается.
На рис. 24.17 приведены рабочие характеристики вентилятора с
датчиком температуры воздуха, устанавливаемого на легковых
автомобилях.
назад
>> |
|