|
Назначение и свойства смазки
Смазочная система
Трение
Когда две поверхности находятся в контакте друг с другом,
между ними действует сила, препятствующая их перемещению
друг относительно друга, которая называется трением. Если
поверхности чистые и сухие, сила, необходимая для
преодоления трения, зависит от:
1 Материалов, из которых изготовлены эти поверхности.
2 Обработки поверхностей, то есть от того, являются ли они
шероховатыми, гладкими или отполированными.
3 От силы, с которой поверхности прижимаются друг к другу.
Для определенной пары чистых сухих поверхностей в результате
простого эксперимента можно показать, что соотношение
сопротивление перемещению сила, сжимающая поверхности вместе
является постоянной величиной и называется коэффициентом
трения этих поверхностей.
Если трение преодолевается и имеет место перемещение одной
поверхности относительно другой, производится работа по
преодолению силы трения и между поверхностями происходит
высвобождение соответствующего количества теплоты. В
работающем непрерывно подшипнике эта теплота должно
рассеиваться в окружающем воздухе, чтобы температура
подшипника оставалась в допустимых пределах.
Другим следствием перемещения сухих поверхностей друг
относительно друга является износ этих поверхностей. Степень
износа зависит от материалов и может также изменяться при
изменении нагрузки и скорости, а в работающих с большой
скоростью механизмах она может быть настолько большой, что
может сделать механизм бесполезным в течение короткого
промежутка времени.
Если поверхности держать на расстоянии друг относительно
друга, не возникает ни трение, ни износ, таким образом,
основным назначением смазки является разделение движущихся
поверхностей. Смазки могут быть твердыми, жидкими или
газообразными, но жидкие смазки являются наиболее
распространенными и почти повсеместно применяются в
двигателях автомобилей.
Вязкость
Когда движущиеся поверхности разделены пленкой жидкой
смазки, единственным, что оказывает сопротивление движению,
является вязкость смазки. Вязкость является свойством
жидкости, благодаря которому она сопротивляется течению: чем
больше вязкость, тем больше сопротивление, и наоборот. Так,
например, «трение» в смазываемых подшипниках зависит от
вязкости жидкости. Но вязкость также влияет на скорость, с
которой смазка вытесняется из пространства между двумя
поверхностями при приложении нагрузки, то есть чем выше
вязкость, тем больше способность смазки противостоять
нагрузке. Таким образом, смазка должна иметь достаточную
вязкость, чтобы противостоять максимальной нагрузке, не
оказывая слишком большого сопротивления перемещению.
Имеется специальная шкала, введенная Обществом автомобильных
инженеров (SAE — Society of Automotive Engineers),
предназначенная для классификации масел по их вязкости, Эта
шкала используется для обозначения внесистемных единиц
вязкости, например, SAE 20, то есть 20 единиц вязкости SAE.
Чем выше число SAE, тем больше вязкость, или если
пользоваться более распространенным выражением, «тем гуще
масло».
Хотя в двигателях прежних лет выпуска использовалось
достаточно густое масло, с вязкостью приблизительно SAE 50,
необходимость уменьшения расхода топлива и уменьшения
нагрузок при запуске холодного двигателя привела к
использованию менее вязких сортов масла, то есть SAE 10. Еще
лучшая экономичность достигается при использовании еще более
жидкого масла, например SAE 5, но такое масло может
использоваться только при наличии тщательно подогнанных
опорных подшипников, что может быть обеспечено только
качеством изготовления.
Индекс вязкости
Вязкость смазки уменьшается с ростом температуры; степень
этого изменения определяется индексом вязкости. Высокий
индекс вязкости означает относительно малое изменение
вязкости, тогда как низкий индекс указывает на большое
изменение. Используемая смазка должна иметь соответствующую
вязкость при нормальной рабочей температуре двигателя. Это
означает, что когда двигатель холодный, вязкость не должна
быть слишком высокой, что ведет к плохой циркуляции смазки и
чрезмерному трению и затрудняет запуск двигателя.
назад
>> |
|