|
Подшипники скольжения
Подшипник представляет собой деталь механизма, которая
поддерживает и направляет движущуюся деталь. Наиболее
распространенным типом подшипника является такой, который
применяется в качестве опоры вращающегося вала.
Подшипники скольжения — это такие подшипники, в которых
движущиеся поверхности находятся в скользящем контакте одна
с другой, если не считать пленку смазки, и многие подшипники
двигателя являются подшипниками именно такого типа.
Втулки
Подшипник самого простого типа состоит из гладкого отверстия
в опорной детали, в которой вращается вал. Чтобы обеспечить
подходящую комбинацию материалов для минимизации трения и
износа и чтобы обеспечить наиболее простой и дешевый способ
ремонта изношенных или поврежденных подшипников, в отверстие
вставляется муфта, которая также называется втулкой. Втулки
обычно имеют посадку с натягом внутри отверстия, так что
перемещение и износ имеют место между отверстием втулки и
валом. Кроме того, имеются втулки такого типа, которые имеют
зазор не только между валом и втулкой, но и между корпусом
втулки и местом установки; такие втулки, если они правильно
установлены, вращаются с оборотами, равными примерно
половине оборотов вала, благодаря этому уменьшается скорость
трения поверхностей. Втулки такого типа используются не
часто.
На рис. 27.1 изображены три типа втулок.
Тип (а) представляет собой гладкую втулку
и она используется для опоры вала в тех случаях, если
имеются только радиальные нагрузки, то есть нагрузки
действуют под прямым углом к валу.
Тип (b) имеет на одном конце фланец, который вместе с
плечиком или буртиком вала не допускает осевое перемещение,
или осевую нагрузку вала в одном направлении. Другой конец
муфты закрыт или заглушён, чтобы избежать утечки смазки или
попадание грязи.
Тип (с) представляет собой распространенный и недорогой тип
втулки, которая изготовлена путем изгибания металлической
полосы в форме цилиндра. Такая втулка называется свернутой
втулкой.
Разъемные подшипники
Втулка может использоваться только тогда, когда движущаяся в
ней часть вала может быть вставлена с одного конца. Если вал
имеет такую форму, что это сделать невозможно, например, как
это обстоит с коленчатым валом двигателя, подшипник должен
разделяться, как изображено на рис. 27.2, две половинки
подшипника могут соединяться друг с другом болтами, винтами
или шпильками и гайками.
В таком случае вместо втулки применяется
пара вкладышей подшипника или половинок подшипника.
Нижняя часть (4) представляет собой корпус, в который
вставлен нижний вкладыш (3). Верхний вкладыш (2) вставляется
в крышку (1). Как и в случае с втулкой, благодаря посадке с
натягом, не допускается вращение вкладышей в корпусе. Когда
вкладыш запрессовывается в корпус, его края должны слегка
выступать из корпуса; то же относится к устанавливаемому в
корпус вкладышу. Если теперь поставить на место крышку и
накрутить рукой две новые гайки, должен иметься небольшой
зазор между торцами крышки и корпусом, а края вкладышей
располагаются так, как изображено на рис. 27.3 (сильно
увеличено).
Зазор в действительности равен всего лишь
нескольким сотым долям миллиметра, его точная величина
зависит от размеров подшипника и материалов, из которых
изготовлены корпус и крышка. После правильной затяжки гаек
зазор исчезает, и вкладыши плотно притягиваются друг к
другу.
Устройства для обеспечения правильного расположения
Они обеспечивают правильное положение вкладышей при сборке.
Два наиболее распространенных типа изображены на рис. 27.4.
Шпонка (а) представляет собой короткий
штифт, один конец которого устанавливается с натягом в
отверстие в корпусе, а другой (выступающий) конец
устанавливается с зазором в отверстие вкладыша.
Выступы (b) располагаются на соприкасающихся поверхностях
каждого вкладыша и входят в зацепление с соответствующими
выемками в корпусе и в крышке. На каждом вкладыше
используется по одному выступу и выступы каждой пары
вкладышей обычно располагаются с противоположных концов
одной и той же сопрягаемой поверхности, как изображено на
рис. 27.4с. Очень важно, чтобы имелись зазоры между задней
(нижней) стороной выступа и выемкой, чтобы не допустить
вдавливания вкладыша внутрь и возникновения в этом месте
локального контакта металла с металлом. Вы можете проверить
это, надавив на сопрягаемую поверхность вкладыша со стороны
выступа. Должна иметься возможность его перемещения на 1 мм
ниже поверхности корпуса, прежде чем выступ коснется днища
выемки.
Следует подчеркнуть, что вкладыши должны предохраняться от
перемещения в корпусе и крышке только благодаря посадке с
натягом. Шпонки и выступы нужны только для правильной
установки при сборке и они не должны использоваться для
предотвращения вращения вкладышей.
назад
>> |
|