|
Сплавы на основе алюминия
Для подшипников коленчатого вала и подшипников нижних
головок шатунов часто используется сплав, состоящий из
алюминия и 20 процентов олова. Этот материал, если его
сформовать в виде тонкостенного подшипника, совмещает в себе
высокую усталостную прочность с хорошими
поверхностными свойствами и может использоваться без
верхнего слоя покрытия. Когда они смешиваются вместе, олово
и алюминий образуют сетчатую структуру.
При наличии более высоких нагрузок могут использоваться
сплавы из алюминия и 6 процентов олова или кремний
алюминиевые сплавы. Первый из них имеет высокую усталостную
прочность, а второй имеет очень высокую прочность, но оба
материала требуют нанесения покрытия для улучшения
пластичности и поверхностных свойств.
Сплавы меди со свинцом и свинцовая бронза
Эти сплавы имеют особенно высокую усталостную прочность и
используются для сильно нагружаемых подшипников. Будучи
более твердыми и менее способными захватывать абразивные
частицы, они обычно требуют применения более твердого вала.
Эти материалы имеют плохую устойчивость к коррозии: свинец
растворяется кислотами масла, это разрушает внутренние связи
и ухудшает износоустойчивость. Для разрешения этой проблемы
наносится очень тонкий слой покрытия (0,013-0,038 мм) из
сплава свинца с оловом или свинца с индием. Этот
поверхностный слой мягкий, и потому он улучшает как
пластичность, так и способность захватывать абразивные
частицы.
Срок службы этих подшипников зависит от того, насколько
быстро тонкий поверхностный слой будет изношен содержащимися
в масле абразивными частицами. Если поверхностный слой
изнашивается слишком быстро, необходима дополнительная
фильтрация масла.
Упорные шайбы
Валы обычно фиксируются по торцам, обычно с некоторым осевым
усилием.
Втулки могут иметь фланцы (см. рис. 27.1), в сочетании с
плечиками или буртиками на валу, вкладыши подшипников также
могут иметь фланцы. В случае использования свернутых втулок
и вкладышей с тонкими стенками, более распространенной
практикой является применение отдельных упорных шайб или
полушайб. Они имеют стальные опорные поверхности, покрытые
баббитом, сплавом свинца с медью или свинцовой бронзой и
располагаются в выемках подшипников корпуса (рис. 27.6).
Во многих случаях используется только
одна полушайба и ее вращение предотвращается благодаря тому,
что ее края упираются в корпус, который в этом месте не
имеет выемки. Если используются две полушайбы, одна оснащена
выступом, который входит в выемку в корпусе, чтобы
предотвращать вращение.
Валы обычно фиксируются торцами при помощи только одного
подшипника, упорные шайбы устанавливаются с обеих сторон
этого подшипника, но не устанавливаются в другие подшипники. назад
>> |
|