|
Типы нагнетателей
Насос Рутса
Это устройство было запатентовано в 1865 году американцами
Ф. М. и П. Ч. Рутсами (наверное, правильнее было бы говорить
насос братьев Рут) и использовалось в различных целях,
включая (в очень многих случаях) цели вентиляции. На рис.
33.1 изображена конструкция, обычно используемая для наддува
двигателей: в зависимости от размера двигателя ширина
корпуса устройства может быть приблизительно 150-300 мм.
Это устройство может быть отнесено к
разновидности шестеренчатого насоса, в котором каждая
шестерня (называемая в насосе Рутса ротором) имеет только
два зуба или кулачка. (Некоторые насосы Рутса имеют роторы с
тремя или даже четырьмя кулачками.) Роторы имеют небольшие
зазоры внутри корпуса и насажены на валы, которые имеют
зацепление через шестерни внутри корпуса: один вал
приводится приблизительно с оборотами двигателя и приводит
другой вал с такими же оборотами.
Насос Рутса представляет собой устройство для вытеснения
воздуха, а не компрессор воздуха: воздух не сжимается внутри
насоса, а просто переносится по кругу со стороны впуска к
стороне выпуска в промежутках между кулачками
и корпусом. Давление со стороны выпуска зависит от
относительных рабочих объемов насоса и двигателя и угловой
скорости, с которой приводится насос.
Роторы работают непрерывно, действуя против давления со
стороны выпуска, и поэтому на привод такого устройства
расходуется большая мощность, чем понадобилась бы в случае
компрессии внутри насоса: при низком давлении этот
недостаток незначителен, но его влияние стремительно
возрастает с увеличением давления.
Что касается зазоров ротора, то вследствие их наличия
имеются «утечки назад» воздуха и эти утечки возрастают при
увеличении давления со стороны подачи и уменьшаются при
уменьшении оборотов. Нагнетатель такого типа в основном
используется для высокооборотистых двигателей и при
относительно низких давлениях наддува.
Компрессор с лопастями
В своем простейшем воплощении он состоит из цилиндрического
корпуса, в котором эксцентрически установлен цилиндрический
ротор, на котором крепятся выступающие наружу пластины,
которые делят пространство между ротором и корпусом на
несколько отсеков, объем которых изменяется при вращении
ротора.
На рис. 33.2а заштрихованный отсек имеет максимальный объем
и пластина (1) уже прервала соединение между этим отсеком и
впускным каналом. На рис. 33.2b ротор повернулся в такое
положение, что пластина (2) уже готова открыть соединение
отсека с выходным каналом, и можно видеть, что объем отсека
теперь меньше, чем он был на рис. 33.2а.
При изменении угла подвода выпускного
канала можно изменять величину сжатия в компрессоре; этим
приемом обычно пользуются для получения требуемого давления
подачи.
На рис. 33.3 изображена практически применяемая
разновидность такого компрессора, который в разное время
продавался под различными названиями.
Пластины закреплены на валу, который
располагается по центру корпуса, каждая пластина имеет по
два шарикоподшипника, так что пластины всегда расположены
радиально по отношению к корпусу. Пластины проходят через
штыри со щелями или опорные ролики, расположенные в роторе,
между концами пластин и корпусом имеются очень небольшие
зазоры. Ротор приводится при помощи ремня, цепи или
шестеренчатой передачи, с оборотами приблизительно равными
оборотам двигателя.
Одним небольшим недостатком пластинчатого компрессора
является необходимость смазки, чтобы обеспечить скольжение
пластин в роторе. Тем не менее, нежелательно наличие
смазочных устройств внутри компрессора, поскольку вытекшие
небольшие количества масла могут попасть в цилиндры
двигателя, что приведет к затруднениям при воспламенении, в
особенности в двигателях с воспламенением от сжатия.
назад
>> |
|