|
Форма двигателя
Форма одноцилиндрового двигателя не может сильно изменяться,
а его размеры зависят от его рабочего объема. Это не дает
конструктору возможности сделать двигатель компактным, чтобы
он занимал меньше места в автомобиле. Если используются
несколько цилиндров, конструктор имеет выбор различной
компоновки этих цилиндров, а это означает, что форма
двигателя может варьироваться и приспосабливаться к
пространству, в которое он должен помещаться.
Ограничение количества цилиндров
Преимущества от использования нескольких цилиндров очевидны.
Одним из главных недостатков многоцилиндрового двигателя
является его большая стоимость и сложность, обусловленная
большим числом деталей, которые необходимо изготовить и
собрать. Другие трудности связаны с системами питания и
зажигания. По этим причинам, в большинстве автомобилей
используются двигатели с четырьмя, шестью или восемью
цилиндрами. В очень маленьких автомобилях используются
двухцилиндровые двигатели, на очень большие автомобили
устанавливаются двенадцати- и даже шестнадцати цилиндровые
двигатели, но это относится к исключительным случаям.
Расположение цилиндров
Имеются четыре типа компоновки, которые могут использоваться
для расположения цилиндров многоцилиндрового двигателя:
1. В линию
Цилиндры располагаются в один ряд, бок о бок друг с другом и
параллельно один другому. Они могут при этом располагаться
вертикально, горизонтально и в наклонном положении.
2. В виде буквы V
Цилиндры располагаются в два ряда, расположенных под углом
друг к другу. Для двух-четырех- и восьмицилиндровых
двигателей угол наклона составляет обычно 90°, а для шести-
и двенадцати цилиндровых двигателей угол обычно равен 60°,
но иногда 90° или 120°. Имеются, однако, исключения:
например, в некоторых двигателях V4 используется
расположение под углом 60°. В любом случае, шатунные шейки
коленчатого вала имеют соответствующее смещение, чтобы
обеспечить равные промежутки между импульсами зажигания.
3. Друг против друга
Такое расположение можно отнести к V-образному расположению,
но угол наклона здесь равен 180°. Цилиндры обычно
располагаются горизонтально.
Нумерация цилиндров
Цилиндры двигателя идентифицируются благодаря присвоению им
номеров. Если они располагаются только в один ряд, номера
цилиндров обычно идут от одного конца ряда к другому, но при
другом расположении применяется другая нумерация. Метод,
предложенный Британским институтом
стандартизации (BS 1599 : 1949), заключается в следующем:
цилиндры двигателя с рядовым расположением должны
нумероваться 1,2,3 и т. д., начиная со «свободного», то есть
не приводящего конца. В случае V-образного или
противоположного расположения цилиндров двигателей каждая
группа цилиндров должна нумероваться таким же образом, но
группы цилиндров должны обозначаться буквами А, В и т. д.
Порядок букв должен располагаться по часовой стрелке, если
смотреть со «свободного», то есть не приводящего конца
двигателя, начиная с позиции «9 часов» или первой после нее
позиции. Этот метод редко используется производителями
двигателей: в двигателях с V-образным или противоположным
расположением цилиндров две группы цилиндров иногда
обозначаются как Left (L) (левая) и Right (R) (правая),
иногда одной группе цилиндров присваиваются четные номера, а
другой — нечетные номера, иногда цилиндры одной группы
нумеруются по порядку, а затем нумерация продолжается для
цилиндров другой группы. назад
>> |
|