|
Пятицилиндровый двигатель
с рядным расположением цилиндров
Имеются очевидные преимущества в использовании деталей
одинакового размера в двигателях. Иногда бывают случаи,
когда необходим двигатель с выходной мощностью и
равномерностью работы, находящимися между теми параметрами,
которые могут обеспечить четырех- и шестицилиндровый
двигатели, и это достигается при использовании
пятицилиндрового двигателя. Его иногда используют также в
тех случаях, когда шестицилиндровый двигатель с рядным
расположением цилиндров оказывается слишком длинным, а
двигатель V6 — слишком тяжелым.
На рис. 12.5 изображена схема расположения коленчатого вала
пятицилиндрового двигателя. Углы между коленами равняются
72°, интервал зажигания равен 144°, а типичный порядок
зажигания — 12453.
Коленчатый вал шестицилиндрового двигателя длинный и тонкий.
На одном из его концов закреплен маховик, который вращается
приблизительно с постоянной скоростью, тогда как у другого
конца вала рабочий ход цилиндров заставляет вал то резко
проворачиваться, то притормаживать.
Если вал имеет форму, изображенную на рис. 12.4, частота
вибрации вала будет очень высокой.
Если импульсы зажигания появляются с меньшей частотой,
проблем, связанных с вибрацией, не будет, но вал будет
совершать биения из-за наличия изгибающих усилий, вызванных
приложенными к каждому колену центробежными силами.
Добавление уравновешивающих масс (противовесов) (рис. 12.6)
приведет к уменьшению биений, но эти тяжелые массы могут
теперь привести к вибрации вала в направлении вращения, т.
е. вследствие своего разгона и замедления.
На определенных оборотах вибрация становится более заметной
и неравномерное перемещение переднего конца вала в эти
моменты может вызывать проблемы, связанные с механизмами
привода клапанов, а вообще, вибрация двигателя при наиболее
неблагоприятных обстоятельствах может привести к поломке
коленчатого вала в результате усталости материалов.
Для предупреждения возникновения вибрации на тех оборотах,
на которых вибрация особенно сильная, устанавливается
гаситель крутильных колебаний. Гаситель колебаний изображен
на рис. 12.7 и состоит из небольшого маховичка, соединенного
через резину со ступицей, прикрепленной к переднему концу
коленчатого вала.
В моменты возникновения вибрации постоянная скорость
маховичка сглаживает ускорение и замедление вала. Амплитуда
вибрации уменьшается благодаря поглощению резиной
колебательной энергии.
Гасители крутильных колебаний не нужны на двигателях с
короткими и жесткими коленчатыми валами, какие бывают у
четырехцилиндровых двигателей. назад
>> |
|